Возможен ли украинский вариант платформы «Триколор» ?

gastarbaiter

Любитель Сат-ТВ
Кто не знает о «Триколоре» ? Да о нем сейчас знают практически все. И мы в том числе.

Начав в 2005 году свою деятельность, компания поменяла отношение, как к себе, так и к услуге. Если уточним, что диаметрально противоположно, то не ошибемся. Поначалу никто не верил в проект, умные головы даже называли его а-ля «АО «МММ» в области спутникового ТВ, пирамидой под руководством Дмитрия Волобуева. Время шло… Менялось руководство, сама компания, маркетинговая политика, отношение потребителя к ней. На данный момент можем отметить, что «Триколор» достиг массовости не только в России, но и за ее пределами … Не стоит скрывать факт, что проблематично приобрести ресивер Триколора в зоне покрытия лучом спутника Eutelsat W4. Но сейчас у нас рассуждения не о самом проекте. Активно читая форумы в сети я много раз наталкивался на вопросы : почему в нашей стране нет аналогичной услуги? В России есть, а в Украине , в нашем варианте, НЕТ ?

Действительно? Проект сам по себе экономически выгоден и рентабелен. Чем мы хуже ?

Да в общем-то ничем. Только есть много «НО». Наш второй президент Леонид Данилович в годы свой бурной политической деятельности издал книгу под названием «Украине не Россия». В общем-то, за основу нашего рассуждения по поводу актуальность подобного проекта в нашей стране был взят этот лозунг. Но об этом попозже… Обратимся немного к языку цифр, планироваю и организации процесса.

1. Экономическая составляемая.
Запуск проекта требует немалых и долгосрочных капиталовложений.
Изначально нужно определиться с ресивером. Если услуга массовая, а она должна быть массовой, то он должен быть недорогим и качественным. Где у нас производят самое недорогое в мире ? Верно, в Поднебесной или в соседних с ней государствах Юго-Восточной Азии. Естественно, что ресивер должен быть только под собственной торговой маркой. И только так. Что бы товарищи из страны развитого социализма как-то шевелились и видели в нас надежного партнера – нужно заказывать минимум 50 – 100тыс. штук. Тогда мы для них интересный клиент и с нами уже интересно работать.

Находим завод. Определяемся с образцами. Думаем. Взвешиваем все «за и против» - mpeg-2 или mpeg-4, DVB-S или DVB-S2 ? Раз мы говорим о аналогичном «Триколор» проекту, то наверное это будет DVB-S @mpeg-2 или DVB-S @mpeg-4. DVB-S2 пока до массовости не дотягивает. Дороговат. А так, дешево и сердито, как любят говорить в стране Великого Кормчего.

Как ни крути, а ресивер это пока лишь набор железяк. Самое важное в нем – софт. Ясно, что китайские программисты неплохо разбираются в написании софтов, особенно, если такие партии товара идут на экспорт, но есть, опять таки несколько «но». Китай далеко, а родной потребитель – рядом. Выход ? Свои, доморощенные программисты, которые пишут ПО для ресиверов, тестируют его, обкатывают, борятся с багами, глюками и прочими неполадками, да и живут поближе к работодателю и конечному потребителю.
Если есть ресивер и есть в нем софт, то для дальнейшей работы нам нужна кодировка. То что сейчас есть на рынке – активно поломано, ломается или будет взломано. Аргументов много. Взвешивая все «за и против», изначально принимаем решение, что карточная система условного доступа менее защищена от взломов и это нам уже не интересно. С карточки можно считать информации и без проблем добраться до точки обмена данными ее с ресивером. Отбрасываем все предложения мировых производителей систем условного доступа. Им ведь платить нужно. И не мало. А как же ? Каждый ресивер – плати роялти. Раз ресивер наш, платим мы. Естественно, что дорого. Выход для нас – своя кодировка. Что-то по типу DRE Crypt. Обозвем УкрКрипт. Пока нет слива информации о работе алгоритма кодировки – она защищена. СУД можно написать при помощи своих программистов или купить алгоритм, доработать, переделать. Вариантов много. Все опять упирается с финансирование и объем инвестиций. По-этому, для такого проекта единственным верным решением будет свой ресивер + своя система условного доступа. Если не жадничать, то себестоимость должна получиться на уровне 50-60 долларов. за ресивер. Экономя на ресивере, мы в будущем тратимся на сервис и рекламации, а это на корню не верно, для массовой услуги.

Следующим звеном будет – выбор спутника.

Очень хочется, что бы спутник был популярным, сигнал принимался на антенны небольшого диаметра и естественно по приемлемой цене.
Eutelsat W4 отбрасываем сразу. Свободных емкостей НЕТ!!! Sirius-4 ? Та же проблема емкостей. Amos 3 ? Теоретически возможно. Не забываем, что нам нужен минимум 1 транспондер. В идеале 2, а то и целых 3. Плюс, компания должна иметь резервирование на случай аварии или другого форс-мажора. Аналогичный пример – Экспресс АМ-2 в позиции 80гр.в.д. Нет свободных емкостей на Востоке с примерной энергетикой луча. И мучаются клиенты «Орион-Экспресс». Инвестиции вложены, а клиентов нет. Все ждем новый спутник в надежде на будущее. Нам такое не подходит. Начинаем искать дальше ? Что же у нас популярно? HellasSat-2 в позиции 39гр.в.д, где находится пакет компании «УкрКосмос» ? Возможно. Или Intelsat 12 в позиции 45гр.в.д. ? Тоже как вариант. И на мультифиде можно принимать с 36гр.в.д. или с 53гр.в.д. Со спутником еще будем определяться. Считаем дальше. Цена аренды борта. Как бы ни приглашали использовать емкости своих спутников операторы, цену никто не отменял. 2-3млн. долларов США придется выложить в год за аренду транспондера. Возможно, что-то дадут на время бесплатно потестировать или со скидкой, но в среднем, цена не самого популярного спутника такова.

Следуя логике, понимаем, что нам нужен ап-линк.
Учитывая, что в Украине ап-линки есть на Sirius-4, Amos 2/3, HellasSat-2, Eutelsat W4, Eutelsat W2, PAS-4, а ПТС мы в расход не берем, понимаем, что если мы на одном из них, то нужно идти на поклон и договариваться о подъеме сигнала. Естественно, что очень хочется иметь свой ап-линк. Это безопасность, независимость, капиталовложение и экономия в будущем, с возможностью заработать. Сказано – сделано. Еще одна шкала расходов. Заказываем иностранных специалистов, дорогостоящее оборудование из Европы или США. Получаем все разрешительные документы с исходящими отсюда инвестициями в фонд помощи бедным чиновникам из различных разрешительных инстанций. Остается вопрос – где его ставить? В городе ? Опять кормить чиновников. За городом ? Земля под Киевом ? Дороже только в Москве. За 6 соток в пригороде можно купить Люксембург (С). В общем, опять статья расходов. Земля. Постройка ап-линка. Настройка оборудования. Оптика в мегаполис для связи с большой землей, передачи данных и непосредственно самих телеканалов.
Вопрос получения лицензии остается открытым. «Вижн ТВ» ее получили. Может и нам она нужна ?

Если так, то посылаем гонца в НацСовет с папкой документов для регистрации и ждем счастливый день недели - среда, когда нас объявят в числе тех счастливцев, кому выдали, изменили или аннулировали эту бумажку. Если нужно, то еще раз готовится раскошелиться в бюджет за очередное разрешение…

Каналы.
Самое важное в нашей экономической составляющей. Мы же должны что-то предлагать зрителю. Естественно, что это должны быть всеукраинские телеканалы, которые имеют высокие рейтинги и востребованы на рынке. Основных каналов более десяти : Первый национальный, Интер, 1+1, ICTV, СТБ, Новый канал, НТН, Мегаспорт, ТРК «Украина», ТОНИС, К1, ТРК «Киев», ТЕТ, Кино, Сити, М1. У всех у них желания и цели разные. У нас желание одно – они должны быть в нашем пакете. Остается цена вопроса. А кто кому платит ? Естественно каналы желают, что бы платили им. Так не интересно. Может поломаться наша бизнес-модель. У нас ведь ТВ в каждый дом. Мы хотим предоставить каждому жителю страны качественную картинку. Реализовать его право на получение информации. По крайней мере «Триколор» в России заявляет, что каналы платят ему. Нам бы тоже так хотелось… Если каналы платят нам, то исходя из этого формируем ценовую политику, а вместе с ней свою привлекательность и конкурентоспособность. Если мы платим каналам, то мы банальный проект платформы DTH и речь идет не про нас )))

Офис, персонал, реклама, промо, дилеры и др и пр и т.д.
Начинаем считать дальше. Созданной компании, зарегистрированной во всех госорганах и уплатившей все сборы, поборы, налоги нужно где-то находиться ? Нам нужен офис. Строить свое ? Ну мы же не дети Ротшильдов или Рокфеллеров ? Мы пока только инвестируем. Каждая копейка на счету. Нас спасет аренда. Если уж очень сильно поискать, то можно найти несколько сот квадратов в неплохом районе с развитой инфраструктурой в отдельно стоящем нежилом фонде или офисном центре. Возможно, придется сделать небольшой косметический ремонт, но то уже мелочи жизни.
Если есть команда, которая сумела пройти все вышеперечисленные пункты, то ей уже нужны помощники, которые будут исполнять менее профессиональные функции и заниматься разного рода деятельностью для развития компании. Нам нужна бухгалтерия, кол-центр, отдел маркетинга, пиара, связи с общественностью. Так же нам нужен склад, кладовщики, грузчики, отдел логистики, менеджеры по работе с клиентами… В общем, человек 30 толкового и наученного персонала. Ясно, что профи все уже пристроены. Тут придется заниматься хед-хантингом и переманивать, либо воспитывать своих толковых и надежных на перспективу, но это требует времени. Сформировав коллектив, задумываемся над колл-центром и сервисным центром. Как вариант – можно использовать колл-центр на условиях аутсорсинга, но своя рубашка ближе к телу. На этом экономить нельзя. Операторы на телефоне должны быть обучены, научены и компетентны. Ибо если позвонит кто-то из продвинутых пользователей, или неопытный и обозленный абонент – шуму в интернете потом не оберешься. Потраченная тут гривна экономит 10 в будущем. Ведь намного приятней получить разъяснительный ответ от профи на том конце трубки и на понятном языке услышать, как решать вопрос самостоятельно либо с помощью специалистов, нежели висеть на телефоне, ощущать, что ты на том конце провода никому не нужен и только занимаются делегированием твоей проблемы от одного «профи» к другому…
После всего проделанного нужно заняться рекламой услуги. Сформировать целевую аудиторию и ударить по ней. Естественно хочется пойти путем наименьшего сопротивления. Нужно заинтересовать ту часть рынка, которая сможет сформировать нам абонентскую базу. Это установщики. Естественно не забываем прикормить журналистскую братию, пресс-конференции, подарки, фуршеты, реклама в тематических СМИ, на сайтах. Все это позволит сформировать позитивный имидж на рынке и быстро сформировать сеть дилеров, которые будут продвигать и пиарить услугу на местах.

Вот из всего этого формируется бюджет запуска проекта и вывода его на самоокупаемость. Продвинутые умы после прочтения материала возьмутся за калькуляторы и подсчитают примерную сумму инвестиций в проект. Цена проекта 5-10млн.у.е по самым скромным подсчетам. Анализируя наш рынок спутникового ТВ прекрасно понимаешь, что у нас нет таких сильных игроков как в России. Рынок не монополизирован отдельно взятыми компаниями. Все компании – средней руки. Более-менее. Всем есть место под солнцем, с географической градацией : Киев, Донецк, Львов, Одесса, Винница, Запорожье. Ни одна из компаний, которая себя считает крупной на рынке или таковой может считаться, сама не в состоянии запустить проект аналогично «Триколору». Тут либо нужна помощь государства, либо крупного промышленного капитала. Все элементарно просчитывается. Высчитывается рентабельность проекта, прибыльно. Опять таки взвешиваются все «за и против» и только тогда проект может получить зеленый свет и возможность быть реализованным.

2. Востребованность на рынке.
А теперь предлагаю перейти к тем «но», которые по моему мнению, сдерживают или отклоняют реализацию подобного проекта.
Как мы уже отметили в начале публикации, Украина – не Россия. Если взглянуть на карту, то отчетливо видно, что у нас нет такой громаднейшей территории. Мы не 1/6 суши. Украина – компактная страна с примерно равномерной плотностью заселенности. У нас активно развито эфирное ТВ. Концерн РРТ насчитывает 560 антенно-мачтовых сооружений (высотой от 70 до 386 метров), свыше 1350 телевизионных передатчиков. Все это говорит о том, что страна на большинстве территорий неплохо покрыта эфирным ТВ. В областных центрах сейчас ретранслируется не менее 10-12 телеканалов, в райцентрах 5-10. Картинка все таки не так уж и плоха. При наличии хорошей эфирной антенны можно с неплохим качеством смотреть стандартный набор каналов. А ведь цель «Триколора» в РФ - донести до конечного абонента набор каналов, который он не в состоянии получить из эфира и посредством кабельной сети. Что касается кабельного ТВ, то согласно статистическим данным, абонентами кабельного ТВ в Украине являются около 3млн. абонентов, или домохозяйств, из общего количества в 15млн., теоретически - 20% рынка автоматом отпадают. Можно сюда приплюсовать абонентов НТВ-плюс Украина, Россия, Виасат Украина, Поверхность ТВ. А если учитывать еще и эфирное ТВ, то можно смело отбрасывать мегаполисы, областные центры, крупные промышленные города с несложным рельефом. Это где-то около 7-10млн. домохозяйств. В общем, целевая аудитория у нас составляет около 15млн. человек или около 5млн. домохозяйств. Что в принципе уже неплохо. Если наладить выпуск модулей по приемлимой цене, то можно рассчитывать на аудиторию зрителей спутникового ТВ, которых насчитывается более 1.5 млн. домохозяйств…Есть над чем работать и куда стремиться.

И вот, когда мы теоретически подсчитали емкость нашего рынка, пора бы вспомнить о конкурентах. Нет, речь идет не о спутниковых платформах или открытом ТВ. Речь пойдет о DVB-T. Как известно, к 2015 году Украина полностью должна отказаться от аналогового эфирного ТВ. В открытом доступе по всей стране будут доступны телеканалы по мультиплексам : МХ-2 : Первый национальный, 1+1, Интер, ІСТV, 5 канал, Новый канал, СТБ, ТРК «Украина», НТН; МХ-3: ТЕТ, ТОНИС, К-1, М1, 5 канал, Эра, канал общественного вещания, + 2 канала в резерве; МХ-4 : Классика, Котигорошко, Путешественник, К, Штепсель, М2, 5:0, Берегиня, Сахар, УНИАН-ТВ. Мультиплекс МХ-5 будет состоять из локальных каналов в рамках каждой области/региона. Скептики могут сказать, что с такими темпами как у нас в стране, яблони на Марсе зацветут быстрее, чем будет развивать эфирная цифра. Возможно оно и так. Но факт остается фактом. Евро 2012 будет огромным стимулом и движущей силой внедрения и развития DVB-T. Плюс, не стоит забывать, что мы на ровном месте имеем конкурента. Практически в любом населенном пункте страны при покупке недорого абонентского ресивера можно будет принимать около 40 каналов в цифровом качестве. Что сможет им в конечном результате противопоставить пакет аналогичный «Триколору» ? По большому счету, услуги сопоставимы по базовому набору каналов.

Проанализировав ситуацию на рынке можно констатировать факт, что теоретически услуга имеет право на жизнь. Практически – наврядли. Если звезды зажигают – значит это кому-то нужно. Если у нас не появился а-ля «Триколор» пакет, значит это на рынке не востребовано, либо рынок еще не дорос до этого. Возможно, если года 3-4 тому он бы запустился, когда рынок спутникового ТВ только набирал обороты, то речь сейчас бы шла об успешном и прибыльном проекте и вариантах его развития дальше.. . А так – слишком велика вероятность прогореть и не отработать инвестиции.

С уважением, Александр Глущенко

P.S. писалось в ноябре ...

Размещено = http://mediasat-forum.com/index.php/topic,1134.msg1544/topicseen.html#msg1544
 

max_dnepr

Профи в Сат-ТВ
Наблюдаю(и не только наблюдаю) за Триколором с самого момента его появления. Как это было...
-Поначалу был арендован один транспондер и оттуда начало вещать семь каналов. Не самых популярных. Ресивер первый назывался DRE-4000. Это тот же самый GS7001-только с дополнительным чипом кодировки DRE.
НО! GS как мог открещивался от этого своего детища-типа мы совсем не при делах. Из чего сетевое сообщество сделало выод-будет кидалово. Тем более, что никаких исходных данных кроеме e-mail и а/я у компании нет.
-Ресивер был с рекомендованой ценой 100$-однако меньше чем за 200 поначалу не продавался. Потом в разніе периоді цена гуляла туда-сюда в пределах 130-250$. Что характерно Триколор открещивался всегда от СВОЕГО интереса в стоимости ресивера и всегда высокую цену валил на жадность диллеров. Кстати все проблемы, которые возникали с кодировкой и оборудованием тоже ВСЕГДА валили на диллеров-разбирайтесь сами.
Со временем когда єту контору кто-то перекупил и г-на Волобуева(очень напоминал персонажа "-Фунт всегда сидел") выгнали -перспективы стали вроде лучше. Тем более, чтобы выйти в плюс чисто с абонплаты при такой схеме надо порядка 1млн. платящих абонентов. Короче говоря проект жив чисто случайно и по стечению обстоятельства. Само оно так вышло...
НО! Прошлым летом-помните когда был скандал с блокировкой карточек Старт ибо ими продлевали подписку на второй год, Триколор сделал интересное заявление-оказываетса карточки оплаты он продает диллерам-точнее ДИЛЛЕРУ-тому самому GS с большой скидкой-а именно за 10% от номинала-т.е. по 50 рос.руб. А остальные 550-это ж диллер зарабатывает-А мы тут так-сбоку.... мы ж не торгуем и только копейки стригем.....
Короче.... что мы имеем-компанию дурочку НСК-она же Триколор. Которрая в ГЛУБОЧАЙШЕМ минусе и в долгах как в шелках и ихних партнеров GS. Они вообще не при делах-а так.... оборудованием и карточками торгуют.... Таким образом-Триколор в любой момент может быть объявлен банкротом.
Теперь вопрос на засыпку-что будет с Триколором как таковым, когда кодировку сольют? А все кодировки рано или поздно сливают. Обычно года через три после начала работы. Т.е. ситуация-DRE-крипт доступна в эму. Какие будут действия компании? Это Вам не карточки поменять а-ля НТВ+.... (На всякий случай напомню-связок модуль-карта не более 7-10% от всех абонентов Триколор) Вобщем-что-то мне подсказывает-кирдык Триколору неизбежен. Вопрос только во времени......
 

lubhto

Профи в Сат-ТВ
.. Вобщем-что-то мне подсказывает-кирдык Триколору неизбежен. Вопрос только во времени......
Нельзя этого допускать в ближайшее время- это потеря управления электоратом в регионах! В наш век информационных технологий, пока нет
другой альтернативы,нет партсобраний образца 80х... В общем ,до перехода на цифру эфирную в России обязан продержаться!
 
Сверху