CME продает телеканал «Студия 1+1»
Медиакорпорация Central European Media Enterprises (CME) ищет инвестора для телеканала "Студия 1+1". Среди претендентов участники рынка называют совладельца ПриватБанка Игоря Коломойского, одного из основателей канала Бориса Фуксмана и российский холдинг "Проф-Медиа". Еще в начале прошлого года CME оценила телеканал в $732 млн, но сейчас его стоимость может колебаться от $50 до $150 млн.
Решение проблемы с финансированием активов в Украине и Болгарии – одна из главных задач, стоящих сейчас перед компанией, заявил во вторник на отраслевой конференции банка J.P. Morgan президент CME Адриан Сарбу. По его словам, компания рассматривает несколько вариантов решения этой проблемы. Вице-президент CME по корпоративным коммуникациям Романа Томасова отказалась сообщить о планах относительно Украины. Но источник Ъ, знакомый с ситуацией, уточнил, что решение по "1+1" может быть объявлено уже на этой неделе. Наиболее вероятный сценарий, по его словам,– продажа миноритарной доли телеканала.
Основанная в 1994 года Рональдом Лаудером (на фото) Central European Media Enterprises управляет телестанциями в Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, Украине, Хорватии и Чехии. Выручка в 2008 году – $1,02 млрд, чистый убыток – $255,6 млн. В марте этого года 31% CME за $241,5 млн выкупил американский мейджор Time Warner.
"Студия 1+1" основана в 1995 году Александром Роднянским и его двоюродным братом Борисом Фуксманом. В феврале 2008 года CME, на тот момент владевшая уже 60% "1+1", выкупила у господ Роднянского и Фуксмана 30% за $80 млн, а в октябре – оставшиеся 10% за $109,1 млн. Выручка "1+1" в 2008 году – $96,7 млн при отрицательной EBITDA $33 млн. В мае, по данным GfK Ukraine, канал занимал четвертое место (аудитория – люди старше 18 лет) с долей 8,19% и рейтингом 1,21%.
Попытка найти инвестора для "1+1" закономерна. По итогам 2008 года канал показал наибольший операционный убыток из всех телестанций CME. А в этом году именно в Украине компания ждет наибольшего падения рекламных доходов. По оценке господина Сарбу, объем телерекламного рынка Украины в гривне в 2009 году снизится на 35%, тогда как, например, в Болгарии – только на 25%, в Хорватии – на 15%. По итогам I квартала выручка "1+1" упала на 86%, до $2,6 млн (или на 76% в гривне). В самой CME это отчасти связывают с отказом с этого года от услуг прежнего продавца рекламы – российской группы "Видео Интернешнл" (ВИ). За досрочное расторжение контракта (должен был действовать до 2012 года) ВИ сейчас пытается взыскать с CME в Лондонском международном третейском суде $58,5 млн (см. Ъ от 30 апреля).
Интерес к каналу "1+1" проявил, в частности, российский холдинг "Проф-Медиа" (управляет телесетями ТВ-3, MTV, "2х2"), сообщили сразу несколько участников телерынка. "Проф-Медиа" вела переговоры с CME, однако отказалась от сделки, уточняет собеседник Ъ, близкий к телеканалу. В "Проф-Медиа" комментарии не предоставили.
Среди других претендентов на "1+1" – совладелец ПриватБанка Игорь Коломойский. В середине 2000-х основатели телеканала Александр Роднянский и Борис Фуксман пообещали господину Коломойскому продать долю в телеканале, но в итоге договорились не с ним, а с CME. По этому поводу с 2005 года Игорь Коломойский судился с совладельцами "1+1". Конфликт удалось уладить только в прошлом году. Перед этим Игорь Коломойский купил за $110 млн на NASDAQ 3% CME. А в феврале CME в рамках сделки по покупке 30% "1+1" выделила господину Коломойскому $140 млн (мог получить их наличными или акциями CME). Тем самым CME выкупила у предпринимателя его опцион на долю в телеканале. На апрель этого года Игорь Коломойский владел почти 4% CME. Первый зампред правления ПриватБанка Тимур Новиков вчера отказался обсуждать интерес господина Коломойского к "1+1".
Наконец готов полностью выкупить у CME телеканал один из его основателей – Борис Фуксман, утверждают участники рынка. По их словам, соответствующее предложение он направил на прошлой неделе совету директоров CME. Борис Фуксман не стал опровергать эту информацию.
В феврале 2008 года, покупая 30% "1+1", CME оценила весь телеканал в $732 млн (в 2007 году его EBITDA достигла $27 млн). Капитализация самой CME на NASDAQ тогда составляла $3,67 млрд. Вчера – лишь $720 млн. При нынешней отрицательной EBITDA стоимость "1+1" может колебаться от $50 до $150 млн, полагает Борис Фуксман. При этом, добавляет он, покупка такого актива требует еще $100-150 млн инвестиций в ближайшие три года без учета доходов от рекламы.
СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, Москва; ИРИНА Ъ-МИРОНОВА
Источник - Коммерсантъ
www.sattv.rx22.ru
Добавлено через 55 минут
На зависть доктору Геббельсу
«Ежедневный журнал» 02-07-2009
24 июня президент Медведев издал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Смысл указа в том, что некоторые теле- и радиоканалы должны присутствовать в каждом доме. «В будущем в Германии будет организована проволочная радиосвязь, это очевидно. Ибо ни одно разумное правительство не позволит отравлять свой собственный народ», — считал большой поклонник вертикали власти Адольф Гитлер*. У Гитлера не получилось. Зато у нас получится!
Нет, конечно, лавры первопроходца в деле массовой пропаганды принадлежат не Медведеву. Он не основатель и даже не продолжатель этого славного дела. Он его реаниматор. Уже казалось, умер Агитпроп, и безвозвратно, но нет - в умелых руках и при политической воле все возможно. Разве у нас не разумное правительство, которое никому и никогда не позволит отравлять народ?
Речь идет о восьми телекомпаниях и трех радиоканалах. В список привилегированных телеканалов вошли «Культура», Детско-юношеский телевизионный канал (на базе каналов «ТелеНяня» и «Бибигон»), канал «Спорт», «Первый канал», «Петербург - 5 канал», «Вести», «Россия» и НТВ. В список радиканалов вошли три станции: «Вести ФМ», «Маяк» и «Радио России».
Тяжеловесное и маловразумительное название указа не должно вводить в заблуждение. В указе два ключевых слова: «обязательные» и «общедоступные». Обязательными каналы будут «для распространения на всей территории Российской Федерации», говорится в указе. Общедоступными они будут по одной простой причине - деньги за передачу эфирного сигнала будут брать из государственного бюджета.
В указе лукаво утверждается, что каналы эти будут «бесплатными для потребителей». Это, разумеется, обман. Деньги за доступ к избранным каналам платить будет именно потребитель, но не в виде абонентской платы, а в виде налогов. Различие здесь только в том, что, покупая абонемент, потребитель выбирает себе каналы сам, а выплачивая налоги на содержание каналов и их ретрансляцию, он доверяет этот выбор правительству. Или не доверяет, что, впрочем, уже никого не интересует. Президент Медведев сам решил, какие каналы хорошие и заслуживают государственного обеспечения, а какие обойдутся. И сделал он это, конечно, «в целях обеспечения свободы массовой информации и создания условий для получения населением социально значимой информации». В самом деле, что же «населению» самому выбирать, какие каналы смотреть и слушать, если за него это может решить г-н Медведев!
А какие блистательные рекламные перспективы открываются для теле- и радиокомпаний, получивших возможность бесплатной ретрансляции по всей России!
Из 11 каналов восемь принадлежат ВГТРК - Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Остальные три канала правительство контролирует неформальным образом. Задача превращения средств массовой информации в средства массовой пропаганды практически не скрывается. В значительной мере это уже произошло. Остались вопросы чисто технические: как накрыть этим пропагандистским ресурсом всю страну, каждого живущего в России человека?
В истории подобное уже случалось. «Радио в каждый дом!» - таким был один из девизов немецких нацистов. Летом 1933 года 28 радиозаводов Германии в обязательном порядке начали работы по созданию простого, дешевого и добротного радиоприемника. Такой приемник был создан, в народе его называли «мордой Геббельса».** «Массовый приемник» был рассчитан на прием лишь местных радиостанций. Чтобы у любопытных граждан не было искушения послушать что-нибудь не местное, власти издали закон, по которому запрещалось прослушивание зарубежных голосов.
Злоумышленников обвиняли в измене Родине и наказывали концлагерем, тюрьмой или исправительными работами. К концу 1939 года в Германии было уже более 35 крупных радиоцентров и 70% немецких домов были радиофицированы. Число радиослушателей с 1933 по 1943 год возросло с 4 до 16 миллионов. Нацистское Министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое доктором литературы Гейдельбергского университета Йозефом Геббельсом, полностью контролировало содержание всех радиопередач. Усилия Геббельса на ниве тотальной пропаганды позволили нацистам консолидировать немцев под лозунгами нацизма, но, в конечном счете, не спасли национал-социализм от глобального поражения.
В СССР коммунисты подошли к решению задачи тотальной пропаганды, как это ни странно, более основательно, чем немецкие нацисты. В 1925 году ЦК РКП(б) приняло постановление «О радиоагитации». Радиовещание было поставлено под партийный контроль. Была создана специальная Радиокомиссия для политического руководства радиовещанием. С 1927 года планы всех программ и передач в обязательном порядке просматривались партийными комитетами.
С 1933 года началось создание проводного радиовещания, которое позволило полностью контролировать самый массовый способ получения информации в те годы. Радиоточки появились практически в каждом доме.
Советской школе радиопропаганды позавидовали нацисты. Когда в 1942 году Гитлер посетил свою ставку на Украине и узнал, что здесь в каждой избе есть радиоточка, он сказал: «Советы не только вовремя оценили значение радиовещания, но и осознали, какую опасность оно в себе таит». Опасность эта, которую вовремя осознал Сталин и с запозданием - Гитлер, состояла в возможности слушать зарубежное радио. Проводное радиовещание это исключало. К счастью, ни повальная радиофикация, ни другие ухищрения советской пропагандистской машины не смогли уберечь коммунистическую систему от краха в конце 80-х годов.
Концентрация медийных ресурсов в руках государства и в целях государственной пропаганды - дурной знак. Это свидетельство опасной деформации режима. Увы, в сегодняшней России это уже далеко не единственный признак поворота к авторитаризму. Следующим логическим шагом станет ограничение доступа в Интернет. Для начала - под предлогом заботы о подрастающем поколении или сохранении общественной нравственности, затем - без всяких предлогов. Не зря же доктор Геббельс говорил, что совершенно не важно, прилично выглядит пропаганда или нет, «важно, чтобы она вела к успеху - вот и все».
-----------------------------------
*Олег Пленков. «Третий рейх»
** Валентина Жолквер-Краснопольская. Радиополитика и радиопропаганда в Третьем рейхе
Фото:
http://img7.imageshack.us/i/123yks.jpg/
www.sattv.rx22.ru