HD становится основным стандартом современного телевидения
Новые каналы обычно начинают вещание в HD, но как быстро они вытеснят SD контент на наших экранах? Что последует за HD? О последних новостях рынка HD-технологий, современных тенденциях и будущих новинках индустрии рассказал директор по развитию компании SES Бенни Норлинг.
Что происходит на рынке HD? Что нового в области HD-технологий?
Прежде всего, это быстрый рост рынка HD в последние годы, опережающий прогнозы. Сегодня в мире с наших спутников вещает более 1200 HD каналов, что составляет около 25% вещания. Тенденция последних лет – около 100 новых HD-каналов ежегодно.
Что касается технологий, мы всегда понимали, что 720p и 1080i – это лишь первое поколение HD, тогда как следующий формат – это 1080p50, формат Blu-Ray. Сейчас Национальный Союз Телекоммуникаций и Европейский Союз Телерадиовещателей согласовали следующее поколение HDTV стандарта – 4K. То есть речь идет о значительном увеличении разрешения с двух до восьми мегапикселей. Безусловно, это путь к более качественному изображению. Зачем это нужно? Все дело в том, что наблюдается необратимая тенденция к увеличению размеров зрительских экранов. Сегодня размер больших домашних телевизоров составляет 40-50 дюймов, однако по прогнозам он увеличится до 60-65 дюймов и даже больше. Почему диагональ телевизора будет увеличиваться? Представители отрасли убеждены в том, что в трех-четырехлетний срок технология OLED позволит разработать ультратонкие экраны толщиной в пять миллиметров и меньше. При этом их цена будет вполне приемлемой. В результате потр***тели смогут приобрести огромные экраны, которые позволят наслаждаться четкой картинкой, даже сидя близко к экрану. Для таких телевизоров потребуется более высокое разрешение. Потому и создается формат 4К. Иногда прогресс опережает наши ожидания. Сегодня мы уже обсуждаем Ultra HD-формат, превосходящий даже 4К.
Иными словами, 4K и Ultra HD – это совершенно разные вещи?
Да, это так. Ultra HD – это следующий уровень, а именно 8K и выше. В свою очередь, это увеличивает разрешение в 32 раза. ВВС совместно с NHK уже демонстрировали стандарт Ultra HD. Трансляция Ultra HD уже была осуществлена через спутник, однако сегодня для реализации этой затеи необходима огромная пропускная способность. Тем не менее, мы уверены, что вскоре появится следующее поколение сжатия пропускной способности – MPEG-5. Если процесс перехода от MPEG-2 к MPEG-4 занял около 10 лет, то нам понадобится еще столько же для внедрения нового стандарта. По моим оценкам, в течение пяти-шести лет мы увидим новый рабочий стандарт MPEG-5.
Вы уже озвучили все возрастающее количество HD-каналов на спутниках SES. Насколько быстро в Европе HD-контент заменяет своего предшественника, формат SD?
Сегодняшний тренд таков: все больше новых каналов выбирают HD-формат, а не SD, по крайней мере, в нескольких странах. Некоторые операторы платного ТВ говорят, что не будут добавлять новые SD-каналы к пакетам, отдавая предпочтение HD-каналам.
Если посмотреть на лидеров рынка платного ТВ, то около 30% их вещания идет в формате HD. Что касается абонентов, то, к примеру, в Скандинавии, 50% получают HD-каналы. Три года назад этот показатель составлял 30%. Получается, что аудитория HD растет на 5-8% в год.
Например, в США, где развитие HD имеет длинную историю, около 170 каналов вещают в HD-качестве. Безусловно, многие каналы вещают как в SD, так и в HD, однако последний формат неминуемо становится стандартом.
Я много общался с вещателями Скандинавии, в том числе с общественными телекомпаниями, и они предпочитают запускать даже региональные каналы в HD-качестве. Они хотят полностью отключить SD-вещание примерно к 2020 году.
Какие регионы являются мировыми лидерами потребления HDTV? Каково соотношение HD- и SD-каналов в этих регионах?
На данном этапе США являются безусловным лидером этой сферы. Причина довольно проста – они начали технологическое внедрение раньше, еще в начале 2002 года. Я не берусь утверждать точно, однако можно предположить, что около 40% американцев смотрят HD.
Вторая страна по интенсивности развития и внедрения HD – это Великобритания. У BSkyB насчитывается около 10,5 миллионов абонентов, из них 3,5 миллиона с HD-пакетами.
Операторы платного ТВ уже два-три года распространяют только HD-приставки. Независимо от того, смотрит абонент HD или SD, в любом случае, он покупает HD-приемник, который отлично работает в обоих стандартах. Это позволяет абонентам легко сделать апгрейд, если возникнет желание.
HD-сигнал можно получить через кабель, IPTV, спутник. Каковы сильные и слабые стороны каждой инфраструктуры?
Если коротко, то спутник имеет большую пропускную способность – нам не нужно пытаться втиснуть все каналы в какие-то рамки, а это значит, что можно сохранять высокое техническое качество трансляции.
Оптоволоконные сети также имеют достаточную пропускную способность. Но оптоволоконную сеть еще нужно строить, а это очень дорого. Кабельные сети также отличаются большой пропускной способностью, однако их слабая сторона – это снова-таки затраты на сооружение инфраструктуры. Более того, кабель зачастую распространен лишь в больших городах, на территориях с высокой плотностью населения.
На мой взгляд, в самой сложной ситуации находятся операторы IPTV и наземного эфирного телевидения. Наземное вещание ограничено тем, что значительный частотный диапазон отводится широкополосному мобильному Интернету. Зачастую в каждой стране наземному вещанию отводится лишь пять-шесть мультиплексов, а иногда и меньше. А это значит, что пропускная способность ограничена, скажем, 30 Мбит/с в формате DVB-T2, который использует MPEG-4. А такое ограничение не позволяет транслировать большое количество каналов.
IPTV также основано на IP, что означает разделение сигнала: когда вы смотрите дома HD-канал и вдруг захотели выйти в интернет или совершить еще какое-либо действие в сети, сигнал будет разделен между всеми пользователями, что приведет к неминуемому ухудшению его качества. Конечно, внедряется адаптированное кодирование, что улучшит ситуацию, однако при просмотре двух различных HD-каналов по IPTV качество не может быть достаточно хорошим.
Иногда технологии опережают производство контента, но в случае с HD это утверждение уже, похоже, утрачивает силу. Какие жанры лучше всего смотрятся в HD?
Не вызывает сомнений, что это спортивные программы и передачи о природе. Они великолепно выглядят в HD. Почему? Потому, что они отличаются высокой детализацией изображения. Когда смотришь программы о природе, например, Discovery или Viasat Nature, то изображение неимоверно живое и красочное. Это мини-приключение, которое можно пережить, не вставая с кресла. Вы практически ощущаете себя в 3D, и именно это вызывает эмоциональную реакцию у зрителя.
Конечно, также неплохо смотрятся фильмы, однако особой популярностью пользуются прямые трансляции спортивных программ и концертов, передачи о природе. Именно этот контент способствует популярности HD. Следовательно, операторы платного телевидения стремятся совместить эти жанры в своих пакетах, что делает и Viasat в Украине.
Да, как Вы наверняка знаете, 1 июня Viasat запустил HD-пакет. Насколько быстро HDTV будет развиваться в Украине? Какие ожидания SES в отношении рынков Центральной и Восточной Европы в целом и рынка Украины в частности?
Безусловно, Западная Европа намного быстрее, нежели Восточная, в плане доступности HD-контента, его производства и экосистемы в целом. Не следует забывать и о факторе экономического развития.
Что касается этого сегмента услуг, то HD находится в разряде премиум-предложений, это платная услуга и люди должны иметь возможность ее приобрести. По моим прогнозам, вначале мы будем наблюдать первую большую волну абонентов, скорее всего, из уже существующих подписчиков; затем, скорее всего, будет стабильный, постепенный рост числа абонентов. Необходимо подождать еще несколько лет, пока потр***тели обзаведутся экранами размером не меньше 40 дюймов. Именно это сделает HD-формат жизнеспособным. Если размер вашего экрана не превышает 32 дюймов, то HD не будет настолько впечатляющим, насколько это возможно на большем экране.
Тем не менее, хочу подчеркнуть, что каждый экран, продаваемый сегодня, является HD-ready. Очень мало современных плоских экранов, несовместимых с HD. Я знаю, что со скидками до сих пор продаются старые CRT-телевизоры с электронно-трубочным экраном, ясно, что они не способны показывать HD. По мере снижения цен на современные телевизоры и улучшения экономической ситуации все больше и больше людей смогут покупать HD-экраны и подписку на HD-каналы.
Стоит отметить, что HD-каналы – это каналы платного телевидения. В Украине нет HD-каналов в свободном доступе. В Германии Viasat передает не менее 20 FTA HD-каналов с позиции 19.2 гр. восточной долготы, однако в Украине они пока не доступны.
Все прекрасно знают, что HD означает для потр***телей: отличное изображение, звук. Однако каковы выгоды для каналов и операторов платного ТВ, например Viasat?
Я думаю, что когда говорят об HD, о внедрении новшеств, конечно, речь пойдет и о доходах. Обычно за HD-каналы абоненты готовы платить дополнительно. А значит, доходы повышаются, растет ARPU (average return per user – средний доход с абонента в год). Это позитивно сказывается на прибыли операторов.
Еще одно преимущество для операторов – это уменьшение отключений абонентов. Я имею в виду, что, увидев раз HD и подключившись к HD-пакету, отказаться от него очень сложно. HD буквально завораживает зрителя качеством звука и изображения, зрителю уже не хочется возвращаться к старому формату. Это все равно, что купить себе DVD, а потом вернуться к VHS с его кассетами. Конечно, подобного не происходит. Люди привыкают смотреть передачи в лучшем качестве. Следовательно, зрители побуждают вещателей повышать качество вещания. Любопытно, что время телесмотрения в HD качестве увеличивается, по сравнению с просмотром SD-контента. И конечно, вы зарабатываете больше на рекламе, что также приносит немалую прибыль. Таким образом, HD-формат несет выгоды и для вещателей.
Какие главные конкуренты HDTV? 3D vs. HD в плане цены и качества.
Я бы не проводил подобного сравнения. Если вы действительно видели настоящее качество HDTV, то вы практически получили бы опыт просмотра 3D. Когда пару лет назад мы запускали 3D, это было интересной затеей, но при этом не удавалось достичь высокого разрешения и приходилось надевать очки. Я могу уверенно утверждать, что 4К – это прямой путь к 3D без очков, когда 4К и 3D сравняются без необходимости дополнительных аксессуаров.
Сегодня на рынке есть экраны, не требующие очков. Однако вы должны сидеть в наилучшей зоне восприятия, плюс разрешение пока не соответствует ожиданиям. Если вы привыкли к HD, то уж 3D не должно выглядеть хуже. Но пока это не так. 3D не равноценно HD, поскольку оно не всецело сохраняет разрешение, разбивая экран на два поля. Тем не менее, 3D тоже позволяет зрителю получить интересный опыт.
Мы говорили о том, что HD-каналы будут вытеснять SD-каналы. Возможно ли развитие ситуации, когда HD-каналы будут в бесплатном доступе?
Конечно. Все зависит от экосистемы ТВ-вещания. Производители оборудования выпускают видеомикшеры, ТВ-камеры и другую технику в основном под формат HD. Сегодня каждая новая камера, которую продают крупные производители, например Panasonic, Sony и другие, это HD-камера. Количество SD-камер уменьшается, если они вообще еще остались. Вы можете получить HD даже на своем мобильном телефоне. HD становится основным стандартом современного телевидения.
http://gomel-sat.net/forums/index.php?showtopic=2488&st=240&start=240
---------- Сообщение добавлено в 15:45 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 14:32 ----------
Скандинавия:
спутниковые операторы бросились наперегонки
На скандинавском рынке спутникового телевидения обостряется конкуренция между двумя основными игроками - Canal Digital (Norwegian Telenor) и Viasat (Kinnevik).
Сервис Canal Digital был запущен еще в 1997 году, он являлся изначально цифровым. Kinnevik управляла аналоговым сервисом ТВ-подписки с 1980х, а цифровые услуги начала предоставлять с 2000 года.
На данный момент Viasat и Canal Digital обслуживают пользователей на территории Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии. Поскольку спутниковых компаний всего две, напряжение между ними довольно высоко, ситуация в некоторых скандинавских домохозяйствах доходит до абсурда: домовладельцы подключают оба сервиса и приобретают две ТВ-приставки, чтобы иметь доступ к максимальному числу каналов.
Viasat не поставляет принадлежащие ему каналы в сеть Canal Digital (это каналы TV3, TV3+, ZTV, TV1000 и другие). У Canal Digital, напротив, есть эксклюзивные права на вещание каналов SBS Broadcasting, Discovery, TV2 Denmark и Eurosport; на протяжении долгих лет такая же ситуация была и относительно каналов Swedish SVT и TV4.
Конкуренция между Viasat и Canal Digital пошла «на второй круг». Некоторое время назад Canal Digital анонсировал план запуска гибридного спутникового и OTT-сервис на основе решений NDS. Это первая столь значимая для NDS сделка после покупки последней Cisco. Внедрение подобного решения будет означать переход Canal Digital к концепции multiscreen, что позволит абонентам получать доступ к контенту как из дома, так и на ходу.
Единый пользовательский интерфейс, соответственно, будет кросс-платформенным. Рамочным интерфейсом для сервиса станет NDS Snowflake, который уже внедрен португальским TV Cabo. Это также выпад против главного конкурента Canal Digital, Viasat, который использует NDS MediaHighway с 2008 года.
Viasat, тем временем, продолжает разыгрывать свой главный козырь – наличие эксклюзивного контента. С четвертого квартала 2012 года Viasat запускает 11 дополнительных HD-каналов и 4 игровых catch-up канала. В целом, на рынке Скандинавии предложение Viasat будет состоять их 40 HD-каналов и 36 других каналов - как собственного производства, так и сторонних брендов.
Было объявлено, что High TV 3D будет доступно в спутниковой сети Viasat в Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, начиная с 13 августа 2012 года. Помимо жесткой фиксации на 3D-контенте, этот канал также предоставляет большое количество программ о стиле жизни и развлечениях, экзотических вечеринках, сплетнях о жизни знаменитостей, а также ряд реалити-шоу.
http://www.tdaily.ru/news/all/704/26926
---------- Сообщение добавлено в 16:05 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:45 ----------
1,2 милиона антенн DVB-T к реинсталяции
2012-09-07 15:40:55 / Януш Сулиш
Назначение так называемого цифрового дивиденда на январь 2014 года будет составлять основу к другой миграции для TDT (наземного цифрового телевидения) в Испании. Будет это требовать реинсталяции 1,2 млн антенн в этой стране - средняя стоимость на домашнее хозяйство составит около 20 евро.
Полная стоимость реинсталяции антенн оценивается в 300 млн евро и не будет это финансироваться правительством Испании. Вещатели должны будет перенести свои услуги на другое частоты и перед 1 январем 2014 года освободить полосу 800 MHz. Эта полоса сможет быть употребляемой операторами для мобильных услуг.
Потр***тели и общества производителей электроники для пользования против новых планов правительства, утверждая что являются они результатом импровизации. По их мнению закончится это высшей стоимостью для потр***телей и риском ликвидации 23.000 рабочих мест в электронной промышленности.
Правительство вскоре утвердит новый технический план TDT.
http://satkurier.pl/news/78185/1-2-mln-anten-dvb-t-do-reinstalacji.html