60 Гц - для NTSC (США и Япония)
50 Гц - для PAL (Европа) или Secam (Когда то Франция) и усеченный Secam - Меsecam (бывший CCCР в эфирном аналоговом ТВ применяется до сих пор)
Что бы больше не возвращаться к этой теме (флуд):stop:
Как и все аналоговые телевизионные стандарты, PAL является адаптированным и совместимым с более старым монохромным (черно-белым) телевещанием. В адаптированных аналоговых стандартах цветного телевещания дополнительный сигнал цветности передается в конце спектра монохромного телесигнала.
Как известно, любой цвет, воспринимаемый зрением человека, можно составить из трёх других цветов. В случае цветного телевидения этими цветами являются: красный (R), зелёный (G) и синий (B). Такую цветовую модель обозначают аббревиатурой RGB. Из-за преобладания в среднестатистической телевизионной картинке зеленой составляющей цвета и для избежания избыточного кодирования, в качестве дополнительного сигнала цветности используют разность R-Y и B-Y (Y — общая яркость монохромного телесигнала). В системе PAL используют цветовую модель YUV.
Оба дополнительных сигнала цветности в стандарте PAL передаются одновременно в квадратурной модуляции (разновидность AM) с подавленной поднесущей, типичная частота поднесущей — 4433618.75 Гц (4.43 МГц). При этом "красный" цветоразностный сигнал повторяют в следующей строке с поворотом фазы с частотой 15,625 кГц на 180 градусов, благодаря чему декодер PAL полностью устраняет фазовые ошибки (типичные для системы NTSC). Для устранения фазовой ошибки декодер складывает текущую строку и предыдущую из памяти. При сложении двух сигналов взаимно уничтожаются "красные" цветоразностные компоненты, ведь их знак изменился. При вычитании двух сигналов взаимно уничтожаются "синие". Таким образом, на выходах сумматора-вычитателя получаются разделённые сигналы U и V, являющиеся масштабно изменёнными R-Y и B-Y. В аналоговых телевизионных приемниках для запоминания цветоразностного сигнала от предыдущей строки используется линия задержки.
Таким образом, объективно, цветное телевизионное изображение в стандарте PAL имеет в четыре раза меньшее разрешение по вертикали, чем монохромное изображение. Ухудшение не в два, а в четыре раза происходит из-за чересстрочной развёртки, т.к. складывать приходится сигналы от 1-й и 3-й строк (а не 1-й и 2-й). С этим вполне можно смириться, ведь разрешение по горизонтали в цвете также вчетверо меньше из-за уменьшения полосы пропускания. Субъективно, в силу большей чувствительности глаза к яркостной составляющей, на среднестатистических картинках такое ухудшение почти не заметно. Применение цифровой обработки сигнала еще больше сглаживает этот недостаток.
Применение квадратурной модуляции является отличительной особенностью PAL от стандарта SECAM, повтор цветоразностных сигналов в противофазе отличает его от NTSC, цветовая модель YUV отличает от всех аналоговых систем.
NTSC
Будем рассматривать систему NTSC, применяемую в США, так называемый «базовый» NTSC M:
• частота смены полей (полукадров) — 60 Гц (точнее 59,940 059 94 Гц);
• количество строк (разрешение) — 525, из них образующих видимый растр - 486;
• частота поднесущей — 3 579 545,5 Гц.
• количество кадров в секунду — 30.
• развертка луча чересстрочная (интерлейсинг).
Передача цветоразностных сигналов в системе NTSC осуществляется в спектре яркостного сигнала на одной поднесущей. Два цветоразностных сигнала ER-Y и EB-Y передаются с помощью квадратурной модуляции.
Цветоразностные сигналы подаются на балансный модулятор, на котором они модулируются по амплитуде с подавлением поднесущей. Модулированные цветоразностные сигналы красного ER-Y и синего EB-Y свдинуты относительно друг друга по фазе на 90°. При суммировании они образуют новый сигнал — сигнал цветности. Таким образом:
Таким образом, изменение фазы свидетельствует об изменении тона, а модуль вектора определяет насыщенность. При этом, на неокрашенных или слабо окрашенных участках изображения помехи нет, т.к. поднесущая подавлена.
Применение амплитудной модуляции с подавленной поднесущей порождает трудности при приёме. При детектировании важно чтобы совпадали фазы и частоты гетеродина и поднесущей. Для этого после каждого синхроимпульса строки следует особый импульс-вспышка — он содержит 8-10 периодов колебаний опорного генератора.
Частота поднесущей выбрана таким образом, чтобы как можно меньше влиять на приёмники чёрно-белого телевидения.
При этом, в интервале строки размещается нечётное число полупериодов поднесущей (точно — 455), поэтому рисунок от помехи имеет вид шахматного поля. Такая структура менее заметная, чем вертикальные полосы.
Полярность поднесущей в смежных кадрах изменяется на противоположную, таким образом, тёмные участки чередуются со светлыми. За счёт временно́й взаимной компенсации, помеха становится ещё менее заметной.
Особенностью системы NTSC является то, что информация о цветности передается не в системе координат ER-Y и EB-Y, а в системе EI и EQ, развернутой относительно ER-Y и EB-Y на 33°. Одновременно с этим применяется компрессия по амплитуде (специальные коэффициенты).
Кроме того, полосы пропускания для сигналов EI и EQ выбраны различными — таким образом разработчиками учитывается тот факт, что человеческий глаз различает мелкие сине-зелёные детали хуже, чем красные. Для сигнала EI ширина полосы пропускания — 1,3 МГц, для EQ — 0,6 МГц.
Значения частот строк и полей, в чёрно-белом стандарте М составлявшие 15750 и 60 Гц, были изменены, для того, чтобы поднесущая звукового сопровождения стала точной 286-й гармоникой частоты строк. Это пришлось сделать потому, что иначе биения между поднесущими звука (4,5 МГц) и цвета (3,58 МГц) создавали крупноструктурную хорошо видимую помеху в виде перемещавшихся по экрану тёмных и светлых "волн". После изменения частота строк равна приблизительно 15734 Гц, а кадров - 59,94 Гц. "Волны" от этого, в принципе, не исчезли, но перестали перемещаться по экрану, и стали от этого практически незаметны.
Лучше по теме прошивок пишите.